Оценка бизнес-идеи
Бизнес-идея должна нравится не только вам, она должна быть востребована на рынке.➢ Найдите аналоги и выясните, есть ли спрос в данной сфере;
➢ Найдите статистику в вашем регионе (в том числе используя wordstat Яндекса);
➢ Сравните с реальными секторами экономики и ежедневным потребительским спросом;
➢ Проанализируйте зависимость от сезонности, месторасположения, курса доллара.
Юридические вопросы
➢ Воспользуйтесь онлайн сервисами для проверки юридического лица и истории его владельцев;➢ Узнайте, зарегистрирован ли товарный знак (знак обслуживания);
➢ Есть ли у франчайзера необходимые патенты;
➢ Какие франчайзер устанавливает ограничения (например, если вы берете франшизу в сфере питания, то с другой франшизой вы не работаете в этом секторе);
➢ Изучите “условия выхода” и “условия завершения договора” (они могут быть кабальными);
➢ Будьте внимательны к терминологии договора (в иностранной терминологии часто происходит путаница).
Финансовая модель
➢ Финансовая модель должна быть понятна, даже если вы не разбираетесь в финансах (не стесняйтесь задавать вопросы);➢ Посмотрите, учтены ли в модели аренда, депозит за аренду, арендные каникулы, налоги для персонала;
➢ Просите четкую финансовую модель именно для вашего случая (не среднестатистический шаблон по сети);
➢ Оцените сроки окупаемости и рентабельность (если рентабельность ниже 15% - это не самый лучший бизнес в России);
➢ Суммы паушального взноса и роялти должны быть обоснованы (вы можете потребовать, чтобы вам объяснили, на основании чего именно эта сумма запрашивается);
➢ Проверьте суммы роялти в финансовой модели (роялти могут быть фиксированными, могут устанавливаться от оборота, а могут быть скрытые, т.е. уже заложены в цену товара).
Система поддержки
➢ Посмотрите, предусмотрена ли такая система в договоре (многие франчайзинговые компании декларируют ее, но реально не оказывают);➢ Оцените систему поддержки на этапе до заключения договора, после заключения договора на этапе открытия бизнеса и после начала деятельности до конца срока действия договора;
➢ Обратите внимание на поддержку операционной деятельности, юридическую поддержку, IT-поддержку, маркетинговую поддержку;
➢ Узнайте, какая поддержка оказывается в форс-мажорных обстоятельствах текущей деятельности (проверки, жалобы, конфликты с клиентами и т.п.);
➢ Узнайте о территориальной политике открытия новых точек (исключение взаимной конкуренции, как поддержка бизнеса действующих франчайзи).
Наличие контроля
➢ Узнайте, как франчайзер контролирует качество;➢ Какой системой пользуется франчайзер для проверки финансово-хозяйственной деятельности франчайзи.
Для идеальной франшизы должен быть обязательный контроль со стороны франчайзера. Это свидетельствует о том, что компания заинтересована в развитии своего франчайзингового направления.
Льготные условия сотрудничества
➢ Эксклюзивные условия;➢ Специальные скидки для франчайзи;
➢ Приоритет открытия новых точек для действующих франчайзи перед остальными кандидатами на франшизы.
Коммуникация
➢ Пообщайтесь с владельцем компании, посетите офис (крайне важно понимать, кто стоит за бизнесом - юноша 20 лет, который только начал свой предпринимательский путь, или опытный бизнесмен с большим опытом, репутацией и багажом знаний);➢ Поговорите с действующими франчайзи, которые работают больше 1 года, узнайте:
1. Какая помощь была при запуске
2. Оправдались ли их надежды
3. Какую помощь оказывают во время работы и оказывают ли вообще
4. Насколько подробно и понятно прописаны инструкции по ведению бизнеса
5. Планируют ли открывать новые точки
И не стесняйтесь спрашивать все, что угодно! Это ваше право!